АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Антикоррупционные стандарты сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан направлены на достижение атмосферы нетерпимости к любым проявлениям коррупции в органах внутренних дел путем создания системы ценностных и моральных антикоррупционных ориентиров для сотрудников полиции, уголовно-исполнительной системы, гражданской защиты, военнослужащих и административных государственных служащих (далее – сотрудник).
 
2. В своей ежедневной деятельности сотруднику органов внутренних дел предписывается:
1) быть приверженным политике Президента Республики Казахстан и последовательно претворять ее в жизнь;
2) руководствоваться принципом законности, требованиями Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, строго соблюдать антикоррупционное законодательство;
3) обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
4) работать на благо общества и государства, своими действиями укреплять авторитет государственной власти, не допускать совершения действий, способных дискредитировать органы внутренних дел;
5) докладывать непосредственному или прямому руководителю о возникновении конфликта интересов, личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, о склонении к коррупционному поведению и получению подарков;
6) не руководствоваться личными и (или) корыстными интересами при исполнении служебных обязанностей;
7) воздерживаться от обращения к коллегам и руководителям с неправомерными просьбами, нарушающими установленный порядок взаимоотношений, которые могут оказать влияние на принятие ими беспристрастного служебного решения;
8) не склонять других лиц к совершению коррупционных правонарушений и не поощрять такие действия;
9) не дарить коллегам, руководителям и иным должностным лицам подарки;
10) не принимать подарки в связи с исполнением служебных полномочий;
11) не использовать служебную и иную информацию, не подлежащую распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;
12) отказаться от назначения на должность, если она связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью лицам, состоящим в близких родственных и семейных отношениях (родители, супруги, братья, сестры, дети);
13) проявлять активность в противодействии коррупции, в раскрытии коррупционных правонарушений;
14) незамедлительно докладывать руководству об известных фактах коррупции, в том числе о склонении к получению какой-либо выгоды за ускоренное рассмотрение материалов либо фактов волокиты;
15) незамедлительно в письменной форме сообщать прямому или непосредственному руководителю о сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения;
16) обращаться к вышестоящему руководству, если непосредственный руководитель сам вовлечен в конфликт интересов;
17) поддерживать и требовать от коллег соблюдения высокой правовой антикоррупционной культуры;
18) на постоянной основе принимать меры по устранению причин и условий возможного возникновения конфликта интересов, коррупционных правонарушений и их последствий;
19) воздерживаться от оказания содействия кому-либо в осуществлении предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с извлечением доходов;
20) воздерживаться от представления или лоббирования интересов третьих лиц, а равно совершения действий от их имени;
21) не осуществлять неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций и субъектов предпринимательства;
22) не использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, а также иного государственного имущества и служебной информации.
 
3. При оказании государственных услуг, реализации лицензионно-разрешительных функции и ином обслуживании населения сотрудникам рекомендуется:
1) на постоянной основе принимать меры по повышению качества оказываемых государственных услуг, ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг;
2) не допускать фактов волокиты при рассмотрении заявлений на получение государственных услуг, лицензий и разрешительных документов, выдавать их в установленные сроки;
3) не вступать в неслужебные отношения с заявителями на получение государственных услуг, лицензий и разрешений;
4) докладывать руководству о попытках склонить к совершению правонарушения и (или) преступления;
5) соблюдать принцип «одного окна», минимизировать непосредственный контакт с заявителем на получение государственных услуг, лицензий или разрешительных документов;
6) не требовать и не запрашивать предоставления дополнительных документов, не входящих в утвержденный перечень для оказания государственных услуг, получения лицензии или разрешительных документов;
7) своевременно вносить в автоматизированные информационные системы (при их наличии) сведения о принятых к рассмотрению заявлениях об оказании государственных услуг, а также о статусе их рассмотрения.
 
4. При обеспечении общественного порядка и дорожной безопасности, выявлении административных и иных правонарушений, а также осуществлении оперативно-профилактических мероприятий, сотрудникам рекомендуется:
1) не уклонятся при обращении с гражданами от представления (называть свою должность, звание и фамилию с предоставлением служебного удостоверения);
2) не создавать препятствия или иные условия провокационного характера в целях извлечения незаконной материальной выгоды для себя или третьих лиц;
3) при наличии технических средств, производить аудио-, видеозаписи окружающей обстановки, действий граждан, в том числе всех действий самого сотрудника ОВД в период исполнения служебных обязанностей и профилактических мероприятий, не выключать по своему усмотрению средства аудио-, видеозаписи, а также не удалять запись;
4) принимать необходимые меры для того, чтобы действия и требования сотрудников были понятными для граждан;
5) не допускать фактов умышленной неправильной квалификации административных правонарушений по другим нормам Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях;
6) при обнаружении признаков административного правонарушения исключать факты укрытия и непривлечения к административной ответственности по любым причинам;
 
5. При осуществлении досудебных расследований и оперативно-розыскной деятельности по раскрытию, расследованию и пресечению преступлений, сотрудникам рекомендуется:
1) незамедлительно информировать руководителя о случаях склонения к получению взятки за положительное решение по материалам досудебного расследования, а также в ходе оперативно-розыскных мероприятий;
2) не распространять сведения, ставшие известными в ходе досудебного расследования и оперативно-розыскных мероприятий;
3) обращаться к непосредственному руководителю о самоотводе по материалам, в исходе которых он может быть заинтересован;
4) не допускать сокрытия документов и иных доказательств;
5) не допускать и не способствовать уклонению лиц от ответственности и правосудия;
6) не содействовать в получении лицами наркотических средств, психотропных веществ или алкогольных напитков;
7) обеспечить целевое использование бюджетных средств, выделенных на проведение оперативно-розыскной деятельности;
8) не допускать фактов фальсификации доказательств в оперативно-розыскной деятельности и досудебных расследованиях.
 
6. При организации исполнения уголовных и административных наказаний, сотрудникам рекомендуется:
1) не состоять в личных либо каких-либо иных отношениях с родственниками лиц, отбывающих наказание;
2) сообщать непосредственному руководству о случаях склонения к получению незаконного вознаграждения за передачу в места содержания под стражей и лишения свободы запрещенных предметов;
3) пресекать факты использования в местах содержания под стражей и лишения свободы предметов, запрещенных к использованию лицами, отбывающими наказание, а также выяснять способы их проникновения;
4) докладывать непосредственному руководству о фактах неслужебных отношений сотрудника с лицами, отбывающими наказание.
 
7. При обеспечении гражданской защиты и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сотрудникам рекомендуется:
1) не допускать фактов использования вверенной пожарной и специальной техники, оборудования и снаряжения в личных интересах или интересах третьих лиц, не связанных с проведением аварийно-спасательных и неотложных работ;
2) не допускать личной заинтересованности при выяснении причин возникновения чрезвычайной ситуации либо не действовать в интересах третьих лиц, с целью укрытия объективных причин его возникновения;
3) не допускать при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ фактов хищения чужого имущества;
4) осуществлять постоянный контроль за расходом и списанием горюче-смазочных материалов, товарно-материальных ценностей.
 
8. При организации проверок юридических и физических лиц, входящих в компетенцию органов внутренних дел, сотрудникам рекомендуется:
1) не допускать инициирование проверок в личных интересах и интересах третьих лиц;
2) исключить проверочные мероприятия за счет проверяемых субъектов;
3) не предъявлять к проверяемым субъектам незаконные требования, не обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки;
4) при осуществлении проверки предоставлять проверяемому субъекту необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки;
5) знакомить проверяемого субъекта с актом о результатах проведенной проверки в день ее окончания, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 140 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан;
6) не оказывать протекцию субъектам предпринимательской деятельности в личных и (или) корыстных интересах;
7) при осуществлении проверок не истребовать у проверяемых субъектов предпринимательства документов, не относящихся к предмету проверки.
 
9. При организации кадровой работы по подбору и расстановке сотрудников, руководителям и сотрудникам рекомендуется:
1) руководствоваться принципом меритократии;
2) назначать сотрудников на вышестоящую должность исключительно из числа лиц, состоящих в кадровом резерве органов внутренних дел;
3) соблюдать и контролировать установленные сроки рассмотрения материалов на назначение сотрудников на должность;
4) при приеме на службу в органы внутренних дел разъяснять основные обязанности, запреты и ограничения, налагаемые на сотрудника ОВД;
5) не допускать неправомерного представления либо лоббирования интересов в получении сотрудниками служебного жилья;
6) обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделенных сотрудникам на компенсацию жилья, путем проверок на предмет фактического проживания.
 
10. Руководителям всех уровней в отношениях с подчиненными рекомендуется:
1) не допускать случаев подбора и расстановки кадров по признакам родства, землячества и личной преданности, обеспечивать соблюдение принципов меритократии;
2) точно определять задачи и объем служебных полномочий подчиненных сотрудников;
3) не допускать неравномерного распределения трудовой нагрузки между сотрудниками, находящимися в подчинении;
4) проявлять справедливость и объективность при оценке результатов деятельности подчиненных, а также применении мер поощрений и взысканий;
5) не отдавать подчиненным явно невыполнимые или выходящие за рамки их служебных обязанностей, а также противоречащие законодательству распоряжения;
6) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность подчиненных при решении вопросов неслужебного характера;
7) не принуждать подчиненных сотрудников к совершению коррупционных правонарушений;
8) не допускать и пресекать факты нарушения норм антикоррупционного законодательства со стороны подчиненных и других сотрудников;
9) своевременно принимать исчерпывающие меры по урегулированию конфликта интересов, возникшего у подчиненного сотрудника в ходе выполнения им своих служебных обязанностей;
10) принимать исчерпывающие меры по предупреждению коррупции;
11) устранять причины и условия, способствующие совершению подчиненными коррупционных правонарушений;
12) воздерживаться от участия в азартных играх с подчиненными;
13) не допускать привлечения подчиненных для выполнения неслужебных или личных заданий;
14) своим безупречным поведением подавать пример подчиненным сотрудникам.
 
11. Руководитель обеспечивает соблюдение настоящих Антикоррупционных стандартов и организует антикоррупционную работу среди подчиненных им сотрудников.