Как выжить в ДТП?

С каждым годом во всем мире увеличивается количество транспорта, он становится более быстрым, мощным и доступным.  Но вместе с тем, значительно увеличиваются и риски на транспорте.

Статистика ДТП поражает числом погибших и тяжело травмированных. Эта причина гибели людей по частоте стоит на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний, и ежегодно забирает жизни десятков тысяч водителей, пешеходов и пассажиров. Тем более опасны аварии тем, что автомобили давно стали для большинства людей совершенно привычным явлением, которое не воспринимается как угроза.

Безусловно, в некоторых случаях выживание в такой ситуации просто невозможно, и от каждого человека зависит немногое. Вместе с тем, автокатастрофы практически всегда - это сумма действий их участников, и, возможно, одно движение, простой набор базовых знаний, обеспечат спасение от смерти и тяжелых травм. Каждый пассажир и водитель, садясь в машину, должны знать правила поведения при ДТП. Четкие и слаженные действия, отсутствие паники помогут вам выжить в аварии.

Факты — упрямая вещь. Благодаря современным математическим методам удается просчитать очень многое, в том числе — и наши шансы, выжить в разных дорожных коллизиях. Что на это влияет? Оказывается, очень многое.

Размер машины: специалисты Британского министерства транспорта, изучив последствия более 1000 аварий на дорогах и сотни полицейских отчетов, пришли к таким выводам:

  • для водителей машин малого и компактного классов при сильном лобовом столкновении шанс погибнуть составляет 1 к 200;
  • в случае ДТП у водителя и пассажиров автомобиля малого класса возможность погибнуть увеличивается в 50 (!) раз по сравнению с теми, кто находится во внедорожнике;
  • для водителя джипа или ”паркетника” вероятность гибели при сильном лобовом столкновении составляет 1 к 10 000.

Разговоры по телефону:администрация безопасности дорожного движения США (в Казахстане такой статистики, увы, пока не ведут) опубликовала такие данные:

  • водители, которые разговаривают по телефону за рулем, в 4 раза чаще попадают в аварии;
  • чем моложе водитель, тем он больше болтает по телефону за рулем и тем чаще попадает в опасные ситуации на дороге.

Лишние 5 км/час:Исследования ученых австралийского университета Аделаиды показали, что если водитель при скорости 60 км/час прибавит газу на лишние 5 км/час (то есть станет ехать 65 км/час), то увеличит шансы попадания в аварию в два раза. А при скорости 70 км/час риск увеличивается в четыре раза!

Все дело в том,  что на таких скоростях водителю остается  чуть-чуть времени, чтобы среагировать на опасную ситуацию. Увеличивается и тормозной путь: у автомобилиста, который едет на скорости 60 км/час, он будет составлять 13,9 м. А при показаниях на спидометре 65 км/час — 16,3 м.

Ремень безопасности:до сих пор остается самым эффективным средством спасения. В случае аварии ремень увеличивает шанс выжить в четыре раза.

А если не пристегиваться? Не пристегнутые водители и передний пассажир часто получают смертельные травмы при ударе о лобовое стекло, торпедо и руль.

А вот пассажир заднего сиденья рискует не только своей жизнью, но и жизнью впереди сидящего: при сильном ударе он ”катапультируется” вперед, врезаясь в голову и шею водителя.

Без ремней безопасности, столкнувшись с неподвижным препятствием даже на скорости 20 км/час, водитель скорее всего получит травму; та же ситуация при 50 км/час равносильна прыжку лицом вниз с четвертого этажа.

Ложные запахи:Они тоже могут привести к аварии, уверяют ученые из британского фонда RAC. И публикуют список ароматов, которые нежелательны для салона авто:

  • запах гамбургеров и свежевыпеченного хлеба приводит к тому, что водители становятся более раздражительными и превышают скорость;
  • ромашка, жасмин и лаванда делают водителей слишком расслабленными и притупляют их реакцию;
  • запах свежескошенной травы и цветов вызывает у водителей ностальгию и снижает их внимание и скорость реакции;
  • запахи некоторых духов и мужских одеколонов вызывают у водителей фантазии и заставляют их позабыть о дороге.

Базовые правила поведения водителя.Прежде всего, к любой аварии нужно быть готовым. Не только внутренне. Начните с посадки. Оптимальной считается такая посадка, которая обеспечивает наилучший контакт водителя с машиной. В любом случае, следует максимально прижаться к спинке сиденья. 

Самая страшная авария – лобовая.  И чтобы выжить, надо попытаться избежать лобового удара. Для этого можно попробовать съехать с дороги на обочину (в глубокий снег, песок, на болотистую почву).

При определенных навыках можно попытаться развернуть автомобиль так, чтобы удар пошел по касательной. Но если столкновение неизбежно? Вот тут мнения специалистов разделились. Так, некоторые советует перед моментом удара "упереться левой ногой в пол, обеспечить максимальный контакт с сиденьем и стопорящий захват рулевого колеса". Инструкторы одной из иностранных автошкол считают, что удержаться на месте, упираясь в руль или хватаясь за поручни, практически не реально, потому что нагрузки на тело в момент столкновения возрастают в десятки раз. Поэтому, говорят они, никогда не упирайтесь прямыми конечностями - верный перелом. В лучшем случае, разумеется. Держать их лучше полусогнутыми, тогда они сработают как поршни.

В инструкциях по безопасному вождению для сотрудников ДПС есть такие рекомендации на случай лобовой атаки: если на машине нет подушки безопасности, то необходимо (естественно, моментально!) сдвинуть руки в верхней части рулевого колеса (либо передней панели - для пассажира) и упереть в них голову. При незастегнутом ремне и при отсутствии пассажира можно упасть на пассажирское сиденье (то же самое, уцепившись и прижавшись к сиденью, рекомендуется и при опрокидывании автомобиля). Если же ремень застегнут - подтянуть бедра к груди, обхватив их руками.

Рассмотрим базовые правила поведения пассажира, которые пояснят, как спастись в ДТП.

Конечно, в отличие от водителя, возможности пассажира ограничены. Может сложиться ситуация, когда выживание в автокатастрофе просто невозможно. Однако специалисты настаивают: даже простые рекомендации о том, как группироваться и как контролировать себя за секунду до аварии могут спасти жизнь и/или избежать тяжелых травм.

Как снизить риск ДТП и как быть к нему готовым?

1. Пристегнутый ремень безопасности - самое базовое правило безопасности для всех. Такой простой механизм погашает инерцию тела человека, и спасает от удара. Ведь именно травмы, полученные от столкновения с приборной доской и рулем, чаще других оказываются смертельными. Кроме того, при перевороте машины ремень безопасности почти всегда спасает от переломов, травм головы и повреждения позвоночника.

2. Самое безопасное место в автомобиле - за креслом водителя. Чуть менее безопасна  правая сторона заднего ряда сидений. Водитель автоматически попадает в зону повышенного риска при ДТП. И, наконец, самое опасное место в машине - это переднее кресло пассажира.

3. Потеря координации водителя от усталости, алкоголя или из-за кратковременного сна - причина едва ли не самые страшных и жестоких автокатастроф. Во время долгой дороги старайтесь постоянно говорить с тем, кто находится за рулем, следить за его состоянием, не допускать к управлению машиной лиц даже с минимальным содержанием алкоголя в крови, людей в угнетенном эмоциональном состоянии, изнеможённых физически.

Что делать, если ДТП неизбежно?

1. Лобовой удар - самая распространённая модель аварийДля того, чтобы спастись в аварии «лоб-в-лоб» или при столкновении с неподвижной преградой следует насколько хватает сил упереться руками и ногами в плоскости перед собой, пол, панель управления. Голову обязательно нужно втянуть в плечи, подбородок - прижать к груди. На заднем сиденье можно также упереться плечом в спинку переднего сиденья.

2Удар сзади чаще других ДТП приводит к смертельным  переломам шейных позвонков. В таких случаях хорошо отрегулированные подголовники буквально спасают жизнь. Если же их нет, то  наезд сзади можно ощутить меньше, если быстро сползти ниже, и упереться затылком в спинку сиденья.

3. Удар сбоку очень травматичен даже при небольшой его силе, так как импульс не амортизируется деформацией капота или багажника. Упритесь ногами в пол, а голову защищайте руками, максимально втянув ее в плечи. На заднем сиденье можно схватиться за спинку переднего.

4Опрокидывание автомобиля требует защиты головы и шеи. На заднем сиденье, например, целесообразно перевернуться в горизонтальное положение и изо всех сил схватиться за спинку переднего кресла.

5. Затопление машины - это, чаще всего, испытание для ловкости и выдержки водителя и пассажиров. В то время, когда автомобиль еще не под водой, критически важно открывать все окна и двери, и максимально быстро выбираться наружу.При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Это немало. Можно включить фары (чтобы автомобиль было легче искать), оценить обстановку, активно провентилировать легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом впрок), избавиться от лишней одежды, развязать галстук, захватить из автомобиля документы.И самое главное - мысленно представить себе путь вверх. Вам предстоит выбираться через дверь или окно (если сможете через опущенное стекло - это лучший вариант), протиснуться наружу, взявшись руками за крышу машины, подтянуться, а затем резко плыть вверх. Если дверь заклинило и стекло не опускается, надо разбить лобовое стекло - заранее поищите, чем вы будете это делать. Выбираться наружу можно, когда машина наполнится водой наполовину. Если резко распахнуть дверь и пытаться тут же выбраться, вам будет мешать поток, идущий в салон.
Оказавшись вне машины, имейте в виду, что у вас не меньше 30-40 секунд. Этого вполне достаточно, чтобы выбраться на поверхность.

Если авария неизбежна, вот несколько советов опытных водителей:

- Не покидать автомобиль до его остановки (исследования показывают, что шансов выжить в машине в 10 раз больше, чем при катапультировании);

- Управлять машиной до последней возможности, сохранять самообладание;

- Сделать все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;

- Если нет другой возможности, перевести встречный удар в скользящий, боковой.

- Когда удар неизбежен, самое главное - препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову. Если рядом с вами ребенок - крепко прижать, накрыть собой и также упасть на бок.

- После того, как удар произошел, первым делом надо определиться, где (в каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не горит ли, не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). В зависимости от ситуации двигайтесь к выходу - через дверь или окно.

- Если двери сразу не открылись, пытаться нажимать на них, скорее всего, бессмысленно: они заклинены, и надо открывать или разбивать окна.

Насколько опасна авария с участием автобуса?

Традиционно автобус считается относительно безопасным транспортом, в котором риск попасть в ДТП невелик. Действительно, большие рейсовые машины  попадают в аварии значительно реже, чем любой другой автотранспорт. И даже происходит авария  -  крупный, тяжелый корпус автобуса хорошо защищает пассажиров от тяжелых травм.

Тем не менее, каждый год в мире случаются,которые шокируют количеством жертв. Особенно часто это случается на туристических курортах, длительных междугородних маршрутах, в сложных дорожных условиях. Причины ДТП, наиболее характерные в этом случае – усталость водителей, потеря концентрации. Больше половины подобных трагедий случаются, когда водитель засыпает за рулем, и тяжелая машина на большой скорости становится совершенно неуправляемой.

Очень часто, если авария происходит именно по такому сценарию, специалисты впоследствии не находят следов торможения в принципе. На полном ходу транспортное средство, полное людей, врезается в опоры, дорожные ограждения или встречные автомобили. Заканчивается все это часто опрокидыванием, которое чревато блокированием людей в салоне. Тем хуже, если авария вызывает пожар в автобусе. И во всех эпизодах наиболее губительным для пассажиров оказывался именно огонь, а не физические повреждения, полученные в результате удара.

Как снизить риск на случай, если автобус попадет в ДТП?

Как и в случае с любой другой чрезвычайной ситуацией, авария автобуса – это то, что лучше предусмотреть заранее. В рамках разумного, правила безопасного поведения существенно снижают риск получить повреждения в случае ДТП. Первый простой постулат для пассажиров совпадает с любыми другими транспортными средствами: использовать ремни безопасности можно и нужно. В случае лобового удара о неподвижное препятствие человек отправляется в увлекательный полет по салону, который часто заканчивается тяжелыми травмами или даже гибелью. По статистике, даже при скорости 40 км/ч авария автобуса для пристегнутого пассажира оказывается в 2-3 раза менее травматичной. Впрочем, далеко не всегда кресла в таких машинах оборудованы ремнями. Именно поэтому еще более актуальным становится выбор наиболее безопасного места в салоне.

Эффективно снизить риск на случай, если автобус попадет в ДТП, позволяет посадка на правый ряд сидений, на кресла вдоль прохода, где-то в середине салона. Изучение поведения водителя в момент опасности, типичные варианты столкновений, данные о жертвах, дают основания полагать, что при правостороннем движении именно эти места – самые безопасные. Напротив, не стоит стремиться попасть на передние кресла. Если происходит авария  с тем же лобовым ударом, людей с передних сидений часто выбрасывает через панорамное стекло со всеми вытекающими для них последствиями.

Еще один важный фактор – это готовность пассажира эффективно воспользоваться запасными и аварийными выходами. Сможете ли вы в течение нескольких секунд разобраться в механизме работы аварийного люка на крыше, и открыть его? Ведь даже в спокойной обстановке иногда уходят минуты на то, чтобы просто открыть люк на проветривание. А что, если в салоне паника? Пожар? Что, если автобус лежит на боку? Всегда хорошей идеей будет при посадке мысленно отметить для себя пути эвакуации, оценить их доступность, понять, для каких окон действует общеизвестный принцип «выдерни шнур – выдави стекло», потратить несколько секунд на изучение инструкции пользования аварийным люком. Все это не занимает много времени, но, когда автобус попал в аварию, раздумывать будет уже некогда. И лучше быть готовым ко всему заранее.

Как вести себя, если авария автобуса неизбежна? Что делать в первые секунды после ДТП?

Если авария  неизбежна, вы видите, что машина несется в сторону препятствия или на встречную полосу, важно наклониться вперед, упереться скрещенными руками в переднее кресло, и защитить ими голову. Ноги следует вытянуть, если есть возможность, упереться ими в подножку, но не подсовывать под кресло (свое или переднее). Так риск получить переломы становится заметно ниже.

В случае если авария застала вас в вертикальном положении, не рекомендуется цепляться за поручни, сиденья, других людей. При слабом ударе все будет нормально и без того, а при сильном такое поведение просто увеличит вероятность травм. Напротив, при угрозе удара надо сгруппироваться, защитить голову, прижаться к полу. Идеально, если сила инерции бросит вас на кресла. В противном случае полет может закончиться серьезными последствиями от ударов о поручни, окна, от выпадения из салона.

Сразу после ДТП, в салоне часто возникает паника, которая может быть самым главным препятствием на пути к спасению. Люди хаотично пытаются выбраться из покореженной машины все вместе, забывая, к сожалению, о многочисленных аварийных выходах. Тем более что от удара главный выход может быть заблокирован.. Трезво оценив обстановку, стоит искать возможности выбраться через окно, люк, задний выход. Возможно, придется выбить стекло, если вам это окажется под силу. При этом важно обмотать руку курткой или полотенцем, чтоб защититься от порезов. Наносить удары лучше локтем, ведь сильный удар кулаком о твердую поверхность для неподготовленного человека может закончиться серьезными повреждениями суставов.

Запах гари, который появляется в салоне в первые секунды после ДТП - верный признак пожара. Именно он – самый главный враг пассажиров после удара и, возможно, опрокидывания. Совершенно бессмысленно искать источник возгорания. Им чаще всего оказывается двигатель или внутренняя проводка. Материалы, из которых сделан автобус и его салон, горят быстро и с выделением большого количества токсичного дыма. Именно поэтому самое главное, что должен сделать пассажир после того, как авария все-таки случилась, - это выбраться наружу, помочь это сделать слабым и раненым, и отойти на безопасное расстояние. В тот момент, как огонь достигнет бензобака и мягкой отделки салона, пожар будет практически бесполезно тушить.

И напоследок: рекомендуется выбирать для путешествий только проверенных, надежных транспортных операторов, и помнить, что дешевизна билетов обычно обратно пропорционально безопасности.

Берегите себя!